Гипноз и творчество

(статья М. С. Шойфета)

Постановка проблемы

Психологи разных школ длительное время предпринимают попытки разгадать слагаемые творчества. Родились ассоциативная теория творчества, имитационная теория, теория заторможенного состояния транса, теория «мозговой бури» и т.д., каждая по-своему затрагивающая так или иначе роль воображения в творческом процессе. А то что гипноз, точнее его сомнамбулическая фаза, стимулирует воображение и таким образом активирует творческий процесс - это мало кому известно. Посмотрим, за счет чего это происходит, иными словами, какое гипноз имеет отношение к творчеству.

Как известно, гипнотическое состояние главным образом достигается через мышечную релаксацию. Также известно, что в расслабленном состоянии человек восприимчивее к игре произвольных ассоциаций, которые подсказывают ответ на трудные задачки. Видимо знал об этом и Архимед, именно в ванне его осенила гениальная идея. Но не только само гипнотическое состояние располагает, внушением в гипнозе можно вызвать различные чувства и эмоции#1. Среди этой палитры заслуживает внимание вдохновение, являющееся типичной чертой и составным элементом творчества. Вдохновение тесно связано с инсайтом, внезапным пониманием того, каким именно способом можно решить задачу или проблему. Вдохновение, как могучий поток, уносит груз сомнений, неуверенности, заторы прежних неудач, принося взамен новые, свежие идеи, неожиданные решения. Все вдруг проясняется, становится понятным, достижимым, и невозможное - возможно. Поэты неслучайно называют его божественным.

Шойфет М.С. 2006 г.

В книге Д. Данина о Нильсе Боре приведены наблюдения очевидцев свидетельствующие, что Бор во время решения творческих задач походил на загипнотизированного. В подобном состоянии прибывали многие известные писатели, художники, музыканты. Итальянский поэт Беттинелли (1718-1808) называет поэтическое творчество сном с открытыми глазами, без потери сознания, и это справедливо, так как многие поэты диктовали свои стихи в состоянии, похожем на сон. Иоганн Вольфганг Гёте говорит уже определенно, что «для поэта необходимо известное мозговое раздражение и что он сам сочинял многие из своих песен, находясь в сомнамбулическом состоянии»#2.

Сцена из театра гипноза Шойфета в г. Дубна, 1987 г.

История хранит много не выдуманных случаев, когда в парадоксальной фазе сна, называемой сомнамбулической проявляется поэтическая, художественная, писательская, музыкальная и научная активность, причем во многих случаях умственные способности повышаются сравнительно со способностями в нормальном состоянии. Происходящее в этой фазе переключение души на работу за пределами сознания рождает несчетное количество творческих идей и художественных произведений. Интересна догадка Г. Фехнера о том, что работа сновидения - это не просто ослабленное продолжение бодрствующей мысли, но нечто такое, что разыгрывается на «другой сцене». Сновидения, так же как и сомнамбулизм повергают нас в самые невероятные ситуации, они не считаются с законами времени и пространства, логикой обычного мышления. Отсюда парадоксальная фаза сна, когда спящий видит сновидения, когда он грезит наяву, и состояние сомнамбулизма, когда он галлюцинирует, обнаруживают между собой сходство. Знакомясь с творчеством во сне, лучше понимаешь Паскаля, задавшего себе вопрос о том, «не есть ли та другая часть нашей жизни, в которой, как мы думаем, мы бодрствуем, всего лишь иной сон, несколько отличный от того, от которого мы пробуждаемся, когда думаем, что спим»#3.

Гипноз располагает мозг к творчеству

Гениальность характеризуется особыми чертами личности, необычностью и новизной восприятия, отрицанием рутинного подхода к проблемам. Гениальных людей отличает наличие способности к фантазированию. Находящимся в гипнотическом сомнамбулизме также присуще наличие ярких зрительных образов и повышенная способность к фантазированию. Экспериментаторам часто приходилось наблюдать активацию творческих способностей у погруженных в гипносомнамбулизм. Мышление таких людей становилось парадоксально, оно фонтанировало остроумием; если им предлагались творческие задания, они их блистательно выполняли, демонстрируя поэтические, изобразительные и музыкальные способности. В гипносомнамбулизме прихотливо сплетаются логика мысли и магия образов, возникают не предугаданные видения, родится прозрение, и силой колдовства все это выстраивается в слова текста, ноты музыки, воплотившие когда-то предчувствованное, задуманное. Естественно возникает вопрос, почему в гипносомнамбулизме активируются творческие возможности, почему человек мыслит и действует творчески?

Сцена из театра гипноза Шойфета, г. Дубна, 1988 г

Экспериментально установлено, что людям в проблемной ситуации (решение научно-исследовательских, шахматных задач) найти решение помогает какое-то психическое состояние, в котором мозг работает в особом режиме, облегчая мышлению эвристический поиск. Электрофизиологические исследования Дж. Грузельера показали, что при погружении в состояние гипносомнамбулизма «торможение левого полушария, доминирующего в состоянии бодрствования, ведет к преобладанию правого полушария отвечающего за творческие процессы. В состоянии гипносомнамбулизма правое полушарие, выходит из-под контроля левого, вербального. Следовательно прерогатива сомнамбулизма – доминирование правополушарной образной мыслительной деятельности, интуитивного мышления»#4.

Сцена из театра гипноза Шойфета в г. Дубна, Моск. об., 1987 г.

О сущности гипносомнамбулического сознания говорил профессор Ротенберг, Вадим Семёнович: «Суть гипнотически измененного сознания сводится к относительному превалированию образного мышления в условиях замедления вербального»#5.

В состоянии бодрствования человек лучше различает музыкальные стимулы левым ухом, а вербальные - правым. В сомнамбулизме определение музыкальных стимулов левым ухом улучшалось еще больше, а точность опознания вербальных стимулов не изменялось. Другими словами, сомнамбулизм преимущественно повлиял на состояние правого полушария#6.

В гипнозе доминирует правое полушарие мозга

Академик П.В. Симонов, директор института "Высшей нервной деятельности и нейрофизиологии" АН, писал, что активация правого полушария в состоянии гипноза, ослабление тормозных влияний со стороны левого полушария, несомненно, способствуют выявлению творческих потенций личности. По его наблюдениям далеко не каждый из нас, обладающий определенными навыками, знанием иностранного языка, умением рисовать и т. п., может реализовать эти навыки в силу стеснительности, внутренних «зажимов», нерешительности, сомнения в своих способностях. Он полагает, что опытные педагоги могут снять эти «зажимы» с помощью разнообразных приемов. Далее он говорит, что гипноз – один из таких приемов подчас весьма эффективный#7.

Сцена из театра гипноза Шойфета в г. Дубна, Моск. об. 1987 г.

Колин Мартиндейл, классик психологии XX века, писал, что «правое полушарие, наглядно-образное мышление несет ответственность за творческие процессы, протекающие не только бессловесно, но и подсознательно»#8. Чем выше этаж науки, тем большую роль в ней играют неявные логические ходы и гегелевская «поэтическая дымка» воображения. Иначе говоря, способность к интуитивному, ясному, изящному и творческому мышлению - это работа правого полушария, функция которого преодолевать сковывающие мышление барьеры.

Гипноз - это более прогрессивное состояние ума

В своё время английский исследователь гипносомнамбулизма из Кембриджа Ф.У. Майерс задавался вопросом: «искусственный сомнамбулизм – состояние регресса или прогресса психики; можно ли с его помощью сообщить людям более высокую форму существования?»#9. И сам же отвечал, что «…гипноз позволяет многим людям расширить и освободить свой разум, что они не способны сделать в состоянии бодрствования. Я утверждаю, что гипнотический транс имеет некоторое сходство с гениальностью. Я утверждаю, что для необразованных субъектов это было самым лучшим душевным состоянием, в которое они когда-либо входили. Если его изучить лучше и применить к субъектам более высокого уровня умственного развития, это может создать более спокойные и устойчивые потоки мысли, чем те, что могут поддерживаться сознательными усилиями наших суматошных и беспорядочных дней. Возможно, наступит время, когда человек будет выбирать не только между сном и бодрствованием, но когда наряду с ними будут сосуществовать и другие состояния#10.

Сцена из театра гипноза Шойфета д/к МАИ

В дальнейшем немецкий исследователь Оскар Фогт, с одной стороны, и французский невролог Жилль де ла Туретт с другой - экспериментально доказали, что в гипнотическом сомнамбулизме интеллектуальные способности повышаются далеко за пределы нормы. Последний сообщает: «Мы видели индивидов, весь облик которых менялся, как только они погружались в сомнамбулизм. До этого они были скучны и апатичны, теперь же становились живыми, возбужденными и остроумными»#11.

Сцена из театра гипноза Шойфета в г. Клайпеда, 1988 г.

Немецкий психолог Нарцисс Ах (Ach) нашел, что производительность ума в гипносомнамбулизме выше в полтора раза по сравнению с обычным состоянием. Другой немецкий психолог и психиатр Л. Лёвенфельд эту метаморфозу объяснил тем, что ассоциативная деятельность и внимание не встречает в течение продолжительного времени каких-либо серьезных препятствий. Другими словами вне круга внушенных идей царствует тьма; концентрация на поставленную задачу предельная, все существо сомнамбулы до такой степени переполнено одной идеей, что для другой не остается места. Это позволяет продуктивно решать задачу. Примечательно, что круг можно бесконечно расширять. За счет этого сомнамбула способна не только к упорядоченным интеллектуальным и оценочным действиям, но и к аналитическим обобщениям#12.

Сцена из театра гипноза Шойфета, г. Дубна, 1988 г.

Известный теоретик в области психологии гипноза Э. Хилгард констатирует сохранность интеллектуальной активности в состоянии гипносомнамбулизма. При этом он отмечает сочетание нормально контролирующей функции сознания и измененного сознания под влиянием введенного гипнотического внушения#13.

Гений мыслит образами и подсознательно

Ленинградский профессор Семён Осипович Грузенберг занимался преимущественно теоретическими вопросами философии и психологии гения. В частности, в двухтомнике «Психология творчества», 1923 г. и «Гений и творчество», 1924 г. он описывал «творчество как сомнамбулизм».

М.С. Шойфет на концерте, 1987 г.

Известный американский психолог и педагог Гарольд Рааг, обобщив мировые работы по исследованию творчества, пришёл к выводу о существовании тесной связи между гипносомнамбулизмом и творчеством[24].

Профессор психологии Сэйбрукского университета в Сан-Франциско Стэнли Криппнер рассматривает гипносомнамбулическое состояние как продуктивное, способное стимулировать творческие процессы. По его мнению, у сомнамбул активизирующий творческий фактор носит «предсловесный», подсознательный характер и так интенсивно фокусирует сознание, что оно начинает воспринимать подпороговые стимулы и таким образом становится более продуктивным[25].

А. Эйнштейн и Н. Бор с большим отставанием от средней нормы, овладели в детстве устной, а затем и письменной речью. Это, как считают их биографы, способствовало большему развитию правого полушария, созданию особых систем знаков внутренней речи, впоследствии использованных в процессе творческой деятельности, полностью защищенной от вмешательства скептически настроенного левого соседа с его словесным мышлением и логикой традиционного здравого смысла, что, в конечном итоге, и сделало их выдающимися учеными.

М. Шойфет, 1988 г.

Чтобы творчески мыслить одного логического аппарата недостаточно. Необходима интуиция, а это важнейшая функция правого полушария. Левое полушарие выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты. Правое полушарие схватывает проблему в целом. Оно легко образует различные ассоциации и с большой скоростью осуществляет их перебор. Это помогает правому полушарию разобраться в ситуации и высказать гипотезу, сформулировать идею, пусть даже бредовую, но часто нестандартную и нередко правильную.

Правое полушарие - сфера бессознательного. Мыслительные операции осуществляются в правом полушарии скрытно и независимо от левого, и оно знакомится лишь с окончательным результатом этой работы. Вот почему левое полушарие, командующее всем и вся, не может вмешаться в эту скрытую работу и погубить на корню начинающую зарождаться идею, показавшуюся ему неожиданной и парадоксальной.

Можно сказать, если у кого-то в мозгу запрятан [[гений]], то он скрывается в [[Подсознание|подсознании]]. Вот и биографы гениальных людей отмечают, что гений обладает способностью включать мир подсознательного в свою активную деятельность. Так, американский психолог Б. Кларк в числе черт творческого процесса высокоодаренной личности упоминает способность легко находить доступ к подсознательным и предсознательным идеям, повышенную восприимчивость, склонность к грезам. Другой американский психолог Дж. Гоуэн утверждает, что понять творчество гениев можно лишь исходя из того, что в основе этой способности лежит доступ к собственному подсознанию. И хотя способность человека ограничена горизонтами эпохи и «базовыми знаниями», подсознательные образы зачастую бывают пророческими.

Если Кларк среди черт творческого состояния высокоодаренной личности упоминает способность легко находить доступ к подсознательным и предсознательным идеям, повышенную восприимчивость, склонность к дневным грезам, мы в этом случае с помощью американского психолога Л. Пулоса легко угадываем гипносомнамбулическое состояние: он представляет гипноз как процесс, при котором бессознательное становится сознательным и происходит сдвиг сознания с корковых на подкорковые уровни. При этом устанавливается непосредственная связь между сознательной и бессознательной сферами#16 . При этом смешно было бы ставить перед собой задачу научно доказать, что гипнотический сомнамбулизм есть единственная почва для произрастания гения. Бесспорно, феномен гения требует многофакторного анализа. Наша задача скромнее: показать, например, творческую продуктивность гипносомнамбулизма в процессе зарождения оригинальных идей.

Креативность – не наследственная черта, заложенная в наших генах, и не божественный дар, преподнесенный ангелами. Многие люди могут научиться мыслить творчески и усовершенствовать это свое умение. Выдающийся английский логик, математик и философ, Нобелевский лауреат [[Бертран Рассел]] утверждал, что творчеству можно учиться не хуже, чем чему-либо другому. Однако как это сделать?

Решение проблемы

Американский психолог из Иллинойского университета Патрисия Грейг Бауэрс - классик изучения влияния гипноза на творческие возможности испытуемых#17- показала путь к творчеству через гипноз. П.Г. Бауэрс[18] впервые в мировой практике исследовалось влияние гипноза на творческие возможности испытуемых. Цель её работы состояла в экспериментальной проверке широко распространенной теории творческой деятельности, согласно которой "развитие творческих возможностей индивида объясняется отсутствием у него защитных тенденций, включающих в себя тщательное избегание неприемлемых мыслей и чувств".

Напротив проявление же функции психологической защиты у нетворческой личности выражается в неотвязном следовании общепринятым, установленным нормам привязанности к общепринятым, установленным нормам, категориям, положениям, ценностям. Другими словами, нежелание, страх или даже отвержение того что это вообще возможно, что этот психологический барьер не сокрушим, тормозит проявление творчества. Почему мы так думаем? Кто-то нам это сказал, или мы сами себя ограничиваем стереотипами и рамками. Стереотип это навязанное чье-то мнение, однако у нас есть свое мнение и не следует следовать стереотипам. Так то оно так, но как это сделать, как избавиться от шаблонов.

Рабочая гипотеза Бауэрс заключалась в том, что если указанная теория верна, то даже кратковременное освобождение испытуемых от действия «функций защиты» должно повысить уровень их творческих возможностей.

П.Г. Бауэрс привлекла 4 группы испытуемых, которые выполняли специальные тесты при следующих различных условиях: а) испытуемым первой группы в бодрствующем состоянии внушали инструкцию, призванную снизить действие защитных установок. Им внушали, что появилась возможность полностью раскрыть свою творческую одаренность, что они способны к нетривиальному видению мира, не ограничены критическим отношением окружающих и видят такие аспекты поставленной задачи, которых не замечали ранее; б) испытуемые второй группы также в обычном состоянии получали инструкцию, прямо противоположную первой; в) испытуемым третьей группы ставилась следующая задача: им предлагалось быть предельно оригинальными, умными, быстрыми и гибкими при выполнении тестов; г) и наконец такое же задание ставилось перед загипнотизированными. Интересно, что же показали результаты экспериментов? Первое: уровень творческих возможностей у испытуемых в гипнотической группе значительно возрос по сравнению с испытуемыми первых трех групп. Второе: вид инструкции, дававшейся испытуемым в обычном состоянии, значения не имел. Следовательно, доказано было практически, что гипнотическое состояние способствует повышению творческих возможностей индивидов, а создаваемая мотивация более действенна значительно, чем мотивация, в бодрствующем состоянии[18].

Интересно, что же показали результаты экспериментов? Первое: уровень творческих возможностей у испытуемых в гипнотической группе значительно возрос по сравнению с испытуемыми первых трех групп. Второе: вид инструкции, дававшейся испытуемым в обычном состоянии, значения не имел. Следовательно, доказано было практически, что гипнотическое состояние способствует повышению творческих возможностей индивидов, а создаваемая мотивация более действенна значительно, чем мотивация, в бодрствующем состоянии#17.

Чтобы проверить свои результаты Бауэрс предприняла подобный эксперимент с группой симулянтов, члены которой удачно имитировали состояние гипноза. И что же? Совершенно неожиданно, но результаты в этой группе, оказались почти такими же, что были получены с действительно находившимися в гипнозе. Ученая пришла к выводу, что даже симуляция гипнотического состояния аутогенным образом также способствует более прочному закреплению активно формируемой мотивации.

Полученные результаты позволили Бауэрс сформулировать гипотезу, в основу которой был положен принцип: каждый человек может проявить более высокий уровень творческих способностей. Препятствиями на этом пути являются, как правило, неуверенность в своих силах, боязнь критики, отсутствие должной решительности. В результате этого человек чаще всего не берётся за решение многих проблем, которые потенциально являются для него вполне посильными и доступными.

П.Г. Бауэрс говорит, что внушение снимает действие защитных установок, и это помогает повысить творческие возможности испытуемых. Они чувствуют себя раскованно, реагируют в свободной манере, менее обеспокоены своим внешним видом, способом выражения собственных мыслей - охотно разговаривают, громко смеются. Создается впечатление, что они, как бы вырвались из под гнета прошлого и будущего, и переживают общий более оптимистический настрой.

далее>>