Главная » Статьи » Cтатьи M.C Шойфета на различные темы

Приключения Фелиды-часть 3

Ошибка Азама

Это больше, чем преступление:  это ошибка

Буле де ля Мерт

 

От случая Рейнолдс история Фелиды отличается тем, что периоды ее забывчивости не чередуются равными отрезками с периодами доступа ко всему архиву памяти. Как мы видели, Азам установил, что вторичное сознание Фелиды позволяло ей помнить все подробности ее двойной жизни. Иначе говоря, вторичное «Я» Фелиды пользовалось бльшим преимуществом, чем первичное.

Профессор Азам называет заболевание Фелиды «периодической или перемежающейся амнезией». Под этим названием он подразумевает периодически повторяющиеся амнезии, инспирированные раздвоением личности. Каждая из бытовавших в душе Фелиды личностей обладала относительно устойчивым характером восприятия, мышления, отношения к окружающему и самое себя. Скажем иначе, две личности отличались одна от другой структурой, чертами характера, полнотой памяти, болезнью и здоровьем.

По заключению А. Бине, Фелида состояла из двух моральных личностей, то есть двух «Я».

С. В. Митчелл обратил внимание на то, что большинство случаев расстройств в виде множественной личности принадлежит к группе перемежающихся амнезий. Личность «Б» знает не только саму себя, но и все об - «А», в то время как - «А» не знает ничего о - «Б». У Фелиды мы наблюдали одно болезненное и мрачное состояние с забвением предшествующих событий, другое - весёлое с восстановившейся чувствительностью и памятью. Фелида грустна и думает о самоубийстве в состоянии «А», но становится весёлой и смелой в - «Б». Фелида образца «А» - эгоистична и холодна, при этом чувствительна и способна к самопожертвованию образца «Б».

Во всех известных случаях схожих с историей Фелиды обнаружилось, что личность «Б» является более открытой, более легкой в общении и у нее часто приподнятое настроение. Личность «А» является замкнутой, ответственной и подавленной.

Таковы главные черты этого ставшего знаменитым случая расщепленного сознания, расколотого «Я», который, кстати говоря, привел к новой вспышке интереса к феномену гипноза, как лечебного средства «склеивания» расщепленных личностей.

Для того чтобы увидеть ошибку Азама, необходимо вернуться и заново пролистать историю жизни Фелиды. Важно разобраться, какое же из двух ее состояний следует считать нормальным.

В начале своей жизни Фелида развивалась нормально. До прихода менструаций, ее состояние было естественным без патологий. Состояние «А», которое Азам наблюдал в больнице, представляет собой патологическое, вызванное истерией и развившееся с 15 лет. Далее Фелида стала погружаться в состояние «Б», некое подобие гипнотического состояния, в котором к ней снова возвращались нормальные функции: чувствительность, память и т. д. Вероятно логика Азама, назвавшего болезненное состояние «А» нормальным, состоит в том, что такое положение естественно для больной истерией.

Фредерик Майерс, затем и Пьер Жане, заявили, что несправедливо называть личность Фелиды, обозначаемую как «А» нормальной, а личность «Б» ненормальной, как это делал Азам. В действительности, личность «А» является больной, а «Б» можно рассматривать как возврат к некогда здоровой личности, той, какой она была до начала болезни.

Надо признать, что названия, предложенные Азамом и растиражированные И. Тэном, Т. Рибо, а также последующими авторами даны без соблюдения логики. В самом деле, на каком основании Азам называет состояние «А» естественным или нормальным, когда это состояние депрессии, порой несовместимое с жизнью. В начале своей жизни Фелида не находилась в состоянии «А». В детстве, до прихода менструаций, она обладала чувствительностью и всеми другими функциями, и именно это и было ее естественным, нормальным состоянием – первым. Состояние, которое Азам наблюдал в больнице, представляет собой патологию, вызванную истерией и развившуюся с 15 лет - это и есть второе состояние. Но тогда возникает вопрос, а как назвать состояние, названное Азамом «Б»? Может быть, его назвать третьим состоянием? Давайте разбираться.

Действительно, вторичное состояние Фелиды, обозначаемое Азамом как «Б» – продукт искусственный, т.е. результат болезни. Поскольку оно возникло от того, что раскололось «Я» Фелиды, и отщепилась часть ее памяти. В то же время вполне очевидно, что для Фелиды оно лечебное. Состояние Фелиды, обозначаемое как «Б, потом назовут гипнотическим. И это корректно, поскольку в гипнозе субъект помнит весь период бодрствования, и даже то, что он почему-либо забыл, и все, что происходило в предшествующих гипнозах. В пользу этого названия также говорит тот факт, что болезненные недомогания, переживаемые в бодрствовании, перестают беспокоить в гипнозе.

В третьем состоянии к Фелиде снова возвращались нормальные функции: чувствительность, память и т. д. Следовательно, у нас есть основания называть третье (гипнотическое) состояние нормальным, тождественным состоянию детства. Отсюда было бы логично, если бы Азам состояние «Б» назвал нормальным.

В главе «Гипноз лечит амнезию» мы, в частности, покажем, что состояние вызванное гипнозом нормальное. Иначе говоря, гипноз физиологическое состояние, имеющее терапевтическую силу. Так обстоит дело у лиц, которые часто впадали в искусственный сомнамбулизм. Последний, по мнению Пьера Жане, «заслоняет собой все другие аномальные существования».

В конце жизни Фелида преимущественно оставалась в состоянии «Б», которое Азам называет патологическим. Однако он также говорит и другое: «Состояние «Б» потому закрепилось, что Фелида избавилась от истерии и вернулась в лоно некогда здоровой личности, той, какой она была до начала болезни, тождественное состоянию своего детства». Согласитесь, в высказываниях Азама сквозит противоречие.

Фредерик Майерс[1], который был хорошо знаком с ошибками и заблуждениями в области гипнотизма, истерии и множественной личности, подчеркивал действительный прогресс, который эти феномены внесли в наше знание человеческого разума и последующий прогресс, который может ожидаться в будущем. Одно из его утверждений, что вторичная личность «необязательно является худшей» в сравнении с основной, а иногда, напротив, она даже более совершенна (позднее эту идею развивал Юнг).

Фредерик Майерс говорит, что бодрствующее сознание является лишь одним из многих возможных психических состояний и находится приблизительно посредине между психопатологией и трансценденцией. Проанализировав основные достижения экспериментальной психопатологии на европейском континенте и в Англии, Майерс утверждал, что вследствие травмы непереработанные фрагменты опыта откалываются от бодрствующего сознания и падают в бессознательное, где они дрейфуют, подчиняясь собственным законам. Он называл этот феномен «реальностью погребенной идеи».

Каждый раз, когда имеет место сходный травматический опыт и от сознания откалываются новые фрагменты, они оказываются во владении этих дрейфующих комплексов подсознательного. В конце концов, эти комплексы находят дорогу в бодрствующее сознание в завуалированной форме и выражаются в виде симптома — обморока, паралича, потери голоса или слуха — типичных симптомов истерии или же собирают энергию у других фрагментов подсознания и прорываются в поле бодрствующего сознания, превращаясь в полноценные, но изолированные личности, живущие собственной жизнью.

В 1876 году Азам делает доклад в Академии политических и моральных наук «Периодическая амнезия, или раздвоение жизни. История Фелиды». Случай мгновенно публикуют, и он очень быстро приобретает статус классического. В этой связи Пьер Жане без иронии говорит, что Фелида внесла свой бесспорный вклад в основание кафедры экспериментальной и сравнительной психологии Коллеж де Франс.

На этом мы заканчиваем историю с Фелидой, впереди нас ждут встречи с не менее интересными героями.

Не лишним будет сказать, что случай Фелиды не единственный наблюдаемый Азамом. 22 декабря 1877 года в «Revue scientifique» он опубликовал историю юноши Альберта Х, у которого после истерических припадков совершенно исчезала память. Юноша утратил все, чему он научился. Тем не менее в эти периоды беспамятства, длившиеся около месяца, он ездил верхом, правил лошадьми, не менял прежнего образа жизни и даже в обычное время правильно читал молитвы. Память возвращалась к нему внезапно...

 


 Тэн Ипполит (1822—1899), знаменитый французский философ, историк, психолог, эстетик.

 Рибо Теодюль Арман (18391916), известный французский психолог и философ, родоначальник опытного направления во французской психологии. Окончил медицинский факультет Сорбонны; с 1885 г. профессор Сорбонны, с 1888 профессор Коллеж де Франс; редактор ж-ла «Revue philosophique», издаваемого с 1876 г.; основатель Парижского общества физиологической психологии в 1885 г.


Майерс Фредерик Уильям Генри (Frederick William Henry Myers, 06.02.1843—17.01.1901), поэт, филолог, философ, исследователь паранормальных явлений, родился в городке Кезуике, графства Камберленд, в семье священника. Не будучи психологом по образованию, он, тем не менее, создал собственную (и впоследствии признанную профессионалами) теорию «сублиминального я» (подсознания). а также сформулировал гипотезу, согласно которой телепатия состоит в полной гармонии с основными законами человеческого бытия. Именно Майерс ввёл термин «telepathy», которую до него принято было называть «передачей мысли» («thought transference»). Ученый секретарь Лондонского общества психических исследований с 06.01.1882 г., с 28.08.1900 по 17.01.1901 гг. — его президент.

М.ШОЙФЕТ


Категория: Cтатьи M.C Шойфета на различные темы | Добавил: Психолог (28.08.2012)
Просмотров: 185 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: