11:10 Театр, который исцеляет | |
Театр, который исцеляет
Статья М. Шойфета из журнала «Театр» №10
октябрь 1993 г., стр. 97-99 Прошло
уже немало лет с того памятного посещения театра, но до сих пор меня преследуют
воспоминания о нем. И понятно – ведь происшедшее тогда возбудило во мне интерес
к удивительной и ни кем пока не разрешенной проблеме и способствовало перемене
не только профессии, но и всей моей жизни. А
все началось довольно буднично. Однажды актер, с которым мы жили в одном доме
и, случалось, что одновременно «выгуливали» своих детей, пригласил меня на
спектакль, где он играл главную роль. Поход в театр в мои планы не входил.
Театральность не любил, нравилось наблюдать за естественной жизнью. Тем не
менее я сразу согласился, поскольку было весьма интересно проследить за тем, смоется
ли полностью граница между его «я» и «я» образа, сможет ли человек, которого я
хорошо знал и, можно сказать, изучил, стать другим, неузнаваемым? Иначе говоря, есть ли границы перевоплощения? Дело
в том, что в повседневной жизни он был замкнутым, часто жаловался на
подавленное настроение и дурное самочувствие. И каково же было мое удивление,
когда я увидел своего приятеля в роли заразительно веселого, уверенного в себе
героя! На сцене его поведение было настолько органично и правдиво, что невольно
закрадывалась мысль: «А каков, собственно, он на самом деле?» То есть, где он
настоящий. Помню,
в тот вечер я еще подумал: если полное перевоплощение в другую личность
возможно, то не означает ли это, что у родившейся второй личности исчезают
проблемы истязающие первую? Дальнейшие рассуждения подвели меня к мысли, что
было бы, наверное, недурно обучать, нуждающихся в хорошем настроении, искусству
перевоплощения. Ведь наше «я» - это, как известно, не что иное, как память (то
есть то, что мы о себе помним), и если стереть из нее, к примеру, невротические
черты, то следом неминуемо изменится и самосознание личности. Все выстраивалось
вроде бы логично. Однако! После
спектакля мы возвращались вместе. С удивлением я обнаружил, что мой приятель
быстро «пришел в себя». От весельчака и балагура сценического персонажа не
осталось и следа – он снова был по обыкновению угрюм и озабочен, загружен до
отказа невеселыми мыслями, чем удивил меня второй раз. «Слушай, - обратился я к
нему, - только что ты изображал самого счастливого человека на свете. Неужели
не можешь сохранить инерцию от сыгранной тобой комфортной роли?» Помнится,
он посмотрел на меня, как на инопланетянина, и после тягостной паузы растерянно
промямлил: «Это работа. Ведь на сцене это не я. А зачем и как это делать вне
сцены». В то время я не был готов ему ответить, поэтому спросил: «А как же тебе
удалось во время спектакля так здорово обмануть свой внутренний дух?» - «Не
знаю…», - пожал он плечами. Примерно такой же неопределенный ответ я
впоследствии слышал от других актеров. С
того самого вечера я засел за книги, стараясь пролить свет на феномен
перевоплощения. Не могу похвастаться, что в теоретическом плане преуспел. И
связано это главным образом с тем, что ни психофизиология, ни психология не
внесли ясности в этот вопрос. Зато практически мне удалось кое-чего достичь. Я
создал «Театр психологической помощи», о котором, кстати, было сделано три
больших телепередачи и вышло более тридцати публикаций в газетах и журналах. В
этом театре люди с различными психологическими проблемами и телесными
расстройствами учатся, как стать здоровыми при помощи процесса перевоплощения в
качественно иную личность. Процесс перевоплощение, как я выяснил, вовсе не
безразличен для организма в целом. Делает его таковым закономерность функционирования
нашей психики: при исполнении роли, точнее сказать, вживании в роль здорового
человека срабатывает своеобразная обратная связь. А именно: перевоплощаясь в
здорового, невротик сам становится таковым. Таким образом, несчастливый,
закрепив этот новый «грим души», становится счастливым. Но
для того чтобы «актеры» нашего театра смогли вызывать соответствующие изменения
не только на психологическом уровне, а главным образом на физиологическом, я
стал погружать их в особое функциональное состояние и «записывать» ниже порога
сознания образ беспроблемной личности. Это функциональное состояние
характеризуется тем, что уже не свойства реальной среды и прежней личности
определяют ее поведение, а новой, вторичной личности, введенной оператором. В
результате этой манипуляции «актер» настолько сливается с записанной ролью, что
уже не различает, где он, а где вторичная личность. Далее остается лишь научить
самостоятельно вызывать вторичную личность.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |