«Куранты»
«Побывав в Театре психологической помощи (заметьте, именно помощи, а не психологических опытов, где главное утвердиться, а не помочь другим) артиста Московской областной филармонии Михаила Шойфета, хорошо известного в столичных кругах, и не только, начинаешь на многое смотреть другими глазами. Ведь, шутка сказать, Шойфет буквально на глазах разрушает то, что во все времена каменной стеной стоит на пути человека к самосовершенствованию, буквально вяжет его по рукам и ногам, – неуверенность в себе. Освобожденный от этих пут, человек тут же на глазах преображается.
Мой репортаж из зала чуть не сорвался. Остается не многим более четверти часа. Надо спешить. Влетаю в зрительный зал со звонком, шлёпаюсь в свободное кресло и… ничего не понимаю. Больше половины зрителей деловито размещаются на сцене: кто успел — на стулья, остальные выстраиваются ровными рядами. Это, надо понимать, желающие участвовать? В чем? Сколько-нибудь толковых объяснений получить негде. Успокаиваюсь и жду.
Наконец-то на сцену выплывает дама, похожая на японку, и рассказывает, что Театр гипноза необычен тем, что сцена принадлежит зрителям, они и главные действующие лица, и исполнители. Труппа рождается сей же час, а через пять часов, по окончании спектакля, распадается, чтобы никогда больше в таком составе не повториться. К тому же ни один «артист» не может похвастаться театральным образованием. Согласитесь, это ли не авангард! А ещё им «артистам», обещают (вместо гонорара, видимо) психологическую помощь: комфортное душевное состояние, отключение от обыденности, возврат к беспечному состоянию детства и умение в будущем управлять своим самочувствием и творческим мышлением. Т…ак! Это интересно. По-моему, я тоже нуждаюсь в психологической помощи!
Но вот выходит Он, Маэстро, гармонизатор сознания, как его представила японовидная дама. Звучит обволакивающая музыка, где-то внутри, в области солнечного сплетения, становится действительно солнечно и тепло. А он, импозантный, в бархатной бабочке и таким же голосом, медленно скользит вдоль рядов, касаясь каждого пальцами, и совершает магический ритуал, погружения в некую глицериновую, вязкую среду, в которой гаснет реальность с её проблемами и тревогами. Ой, я, кажется, куда-то провалилась.
Не успеваю насладиться космической невесомостью, как рядом с Маэстро появляется… Элвис Пресли. То есть, конечно, не совсем он. Маэстро выбрал на эту роль худощавого юношу, легко прикоснулся ко лбу, и вот уже «артист» перевоплотился в знаменитого певца со всеми вытекающими отсюда последствиями. Новоявленный Пресли повизгивает в микрофон вместе с фонограммой «короля рока». Похоже, он себя таковым и чувствует. Зрители берут у него интервью, он снисходительно отвечает. Вроде и смешно и в то же время как-то жутковато. Нет, все-таки смешно.
Вдруг обнаруживаю себя аплодирующей и топающей в такт другим певцам. «Музыкальный ринг» в разгаре! С трудом выхожу из пике очередного шока. Хрупкая блондинка по велению Маэстро оказывается Майклом Джексоном и, деловито «отработав» свой номер, раздаёт интервью на ломаном русском языке. Обнадеживает поклонниц, что замуж выйдет «за эту, как её… а, вот, Баррокамеру». Лихо!
В левой части сцены стихийно образовался коллективчик. Одна девица из этой компании, подойдя к краю сцены, громко объявила: «Музыка Пуччини, слова Горбачева, «Ленин всегда живой», исполняет хор имени XX партсъезда». Тут неожиданно поднимается девочка, до сих пор безучастно сидевшая у воображаемого телеэкрана, и говорит: «Если Ленин жив, пусть познакомит меня с Дзержинским». Зал ревёт от хохота. А справа в это время парень в военной форме (впоследствии он стал маршалом Язовым) «кормит» лошадь, которую силой увёл у «Газманова», когда тот пел про скакунов. Глаза решительно разбегаются!
Снова сменяется ритм. Маэстро «достает» «артистов» со дна их фантастического существования, делает это осторожно, стараясь не разрушить хрусталь иллюзии. Впервые смотрю на часы. Боже, не может быть! Четвертый час концерта на исходе, а кажется — прошло не более часа. Оказалось, не одна я так думаю. Вот девушка, которую «достали», тоже свидетельствует, что, по её мнению, прошло четверть часа.
Не буду далее утомлять читателя долгим пересказом событий, всё равно дело это неблагодарное. Приблизимся вплотную к финалу.
Вот уже в третий раз меняется ритм. Все «актёры» вернулись в исходное состояние, правда, с большой неохотой, надо сказать. Расселись на стулья и замерли в ожидании дальнейших инструкций. Маэстро сообщает, что наш мозг — своеобразный нейросистемный компьютер и, стало быть, его можно программировать. Но разговор с ним может состояться только на особом языке, которому тут же и обучает… Получив от Маэстро необходимый инструктаж, все погружают себя уже сами в то чудесное состояние, в котором находились долгие пять часов, чтобы заглянуть в зазеркалье своей души. Заглянуть, разобраться и попробовать навести, наконец, порядок.
Неожиданно плавный ход нарушается. Выясняется, что у театра есть враги — гардеробщики и билетёры. Когда действие перевалило пятичасовой рубеж, они, как черти из табакерки, выскочили в зрительный зал с чапаевским криком: «Расходитесь!» Ну уж нет. Так просто я не уйду, журналистская душа требует общения.
Настигаю «Элвиса Пресли» в фойе с вопросом: «Что вы чувствовали?» — Когда он прикоснулся к моему лбу, я почувствовал как будто меня подняло и понесло взрывной волной. Но стоило ему объявить Элвиса Пресли и зазвучать музыке, я тут же приземлился и стал им. Верите? Я был им! У меня и сейчас как-то особенно празднично на душе…
А вот и она — «Майкл Джексон со счастливым лицом». «Как вас-то угораздило?» — спрашиваю. «Сама не понимаю. Он коснулся меня и объявил, что я американский певец и танцор. Во мне даже гормоны перестроились… по-моему. Не поверите, у меня до сих пор ощущение, что кожа на лице черная. Я скульптор по профессии, человек замкнутый, люблю уединение. А сейчас к людям тянет. Может, инерция суперзвезды?»
Журналистский зуд не дает покоя. С кого бы еще снять показания? Может, Маэстро? Нет страшновато. А если с «японки»? «Расскажите о Маэстро, а?» — «С большим удовольствием. Он впервые в полный рост показал явление измененного сознания, не придумывая ему синонимов, как другие. Шел своим путем свободным от авторитетов. Отсюда его своеобычность и не досягаемость для других. Его цель — научить желающих психической саморегуляции. А оригинальность методики состоит в том, что он записывает модель пережитого состояния ниже порога сознания, чем обрекает на успешное его воспроизведение. Я бы определила Маэстро одним словом: он — профессионал высшей пробы».
Вся измочаленная выхожу, наконец, из д/к АЗЛК на свежий воздух. Что это было? Не сон же это, в самом деле? Взгляд остановился на афише: «Театр психологической помощи», автор — Михаил Шойфет, «Маэстро». Надо запомнить фамилию и написать статью, хотя читатели всё равно не поверят. А вот я, пожалуй, пополню собой ряды абитуриентов. Ей Богу! Хочу стать Мадонной. А что?» (Куранты, 19.11.1991 г.).
Оценки деятельности
Деятельность М. С. Шойфета получила достаточно высокие оценки ученых. Так, заместитель директора Института психологии РАН, доктор психологических наук, профессор В. Н. Дружининотмечает его высокие заслуги в области популяризации гипноза, в привлечении внимания публики к этому явлению, называя его «классиком отечественного гипноза»[36].
Источники: журналы и газеты
1. «Московский Университет» 18.06.1987 г. (статья: «Твои возможности человек»)
2. «Коммунист Таджикистана» 18.10.1987 г. («Простите, вы талантливы!»)
3. «Советская торговля» 09.01.1988 г. («Шоу под гипнозом»)
4. «Калининградская Правда» 24.08.88 г («Проснись, Человек!»)
5. «Московский Комсомолец» 14.04.89 г («Учитесь быть счастливыми»)
6. «Ленинградская Правда» 20.05.1989 г. («Театр Шойфета»)
7. Еженедельник «Неделя» 17-23/07.1989 г. («Театр психологических опытов»)
8. «Строительная Газета» 22.11.1989 г. («Вдохновение по заказу»)
9. «Комсомольская Правда» 31.03.1990 г. («Пожар на Луне или Четыре часа в Театре психологических опытов»)
10. «Воздушный Транспорт» 19.04.1990 г. («Театр незарытых талантов»)
11. «Советский цирк» 19.04. 1990 г. («Театр психологической помощи»)
12. Журнал «Свет» 7/1990 г. («Театр Шойфета»)
13. «Вечерний Свердловск» 29.11.1990 г. («Театр, в котором наконец-то не надо играть»)
14. «Вечерняя Москва» 15.12.1990 г. («Счастье за полчаса?»)
15. «Гудок» 19.01.1991 г. («Вы впервые? Пожалуйте на сцену!»)
16. Газета Союза журналистов Москвы «Карьера» 02.1991 г. («Заглянуть за бездну»)
17. Журнал «Советская эстрада и цирк» 3/1991 г. («Раздвинуть границы возможного»)
18. Еженедельник «Семья» 15-21/04.1991 г. («Артист оригинального жанра»)
19. Еженедельник «Собеседник» 10/1991 г. («Маэстро психодрамы»)
20. «Куранты» 19.11.1991 г. («„Я" в натуре»)
21. «Ленинское Знамя» 19.11.1991 г. («Крибле-крабле…»)
22. «Подмосковные известия» 20.12.1991 г. («Симулируйте здоровье на здоровье!»)
23. «Вечерний Клуб» 28.01.1992 г. («Обрекаю вас на успех»)
24. «Рабочая Трибуна» 29.01.1992 г. («Я была Мадонной»)
25. «Российская Газета» 10.06.1992 г. («Исцеляющий Театр»)
26. «7 дней» (приложение к израильской газете «Едиот исраэль») 13-19/1992 г. («Просто театр»)
27. «Московские Ведомости» 10-11/1992 г. («Господи! Что он делает с бабами!»)
28. «Российские вести» 07.05.1993 г. («Пессимист становится оптимистом»
29. «Сударушка» 17.08.1993 г. («Учитель Счастья»).
Примечания
- Медицинская газета 21.01.94 г.↑
- Московский Комсомолец 14.04.89 г.↑
- Аутогенная тренировка↑
- Самогипноз↑
- Официальный сайт Российской Государственной Библиотеки.
- РНИМУ им. Н.И.Пирогова - Список обязательной и рекомендуемой литературы по истории медицины
- Звезды медицины, Борис СОКОЛОВ
- «Название книги „Книга Судей Израилевых" подразумевает родовой институт „шофетов" — предводителей племени, творящих для своего племени суд и возглавляющих племенной союз в час общей беды. „Шофет" — старинное хананейское слово, которое у финикийцев всегда прилагалось к городским магистратам, носителям гражданской власти (можно вспомнить „суффетов" древнего Карфагена). Израильским „судьям", однако, приходится гораздо больше воевать, чем судить; а когда нужно судить, чтобы „искоренить зло из Израиля", суд и расправу по законам архаической военной демократии вершит сам народ…»↑
- Маханаим – курс «Книги Шофтим Судьи»
- Ицхак Гольденберг – Геруш и трансфер
- Йозеф Томан, «Калигула или После нас хоть потоп». Рига, изд. «Илгус», 1992 г., с. 313.
- Рожнов В., Рожнова М. Гипноз от древности до наших дней. 1987, М. Советская Россия.
- АИФ — Михаил Шойфет — Учитесь властвовать собой
- YouTube - Шойфет гипноз телеканал "Московия", 28.05.1989 г. Часть 1;2;3↑
- YouTube - Шойфет гипноз телепередача "Ярмарка деловых идей" 31.10.1989 г. часть 1;2;3;4;5↑
- YouTube - Шойфет гипноз телекомпания "Артель", 1992 г. Часть 1;2;3;4↑
- YouTube - Из фильма Сталин с нами Часть 1;2;3;4;5↑
- YouTube - Шойфет театр гипноза , 13.01.1991 г. Часть 1;-12↑
- Комсомольская Правда 31.03.1990 г.
- Московский Комсомолец 14.04.89 г.
- Комсомольская Правда 31.03.1990 г.
- Куранты, 19.11.1991 г.
- АИФ — Наука властвовать собой
- Гипноз и творчество
- Вечерняя Москва, 15.12.1990 г.
- АИФ — Наука властвовать собой
- Bowers P. G. Effect of hypnosis and suggestions of redused defensiveness on creativity test performance // J. of pers. Vol. 35, N 2. 1967.
- Тихомиров О. К., Райков В. Л., Березанская Н. А. Об одном подходе к исследованию мышления как деятельности личности. В кн: Психологические исследования творческой деятельности. М. 1975
- Рибо, Т. Творческое воображение. СПб., 1901.
- Moreno J. Psychodrama. New Yorc, Norton. 1946.
- YouTube - Из фильма "Сталин с нами", Часть 1;2;3;4;5↑
- YouTube - "Место встречи Зазеркалье", телекомпания "Артель", 1992 г. Часть 1;2;3;4↑
- Сарбин Теодор Рой (Sarbin T. R. род. 1911), американский профессор психологии и криминологии Калифорнийского университета Санта Круз. Докторскую степень получил в Огайо (1941). В 1949 г. — читал лекции по клинической психологии в Беркли, в университете Калифорнии.
- Hilgard E. Divided Consciousness in Human Throught and Action Multiple Controls. – New York ets.: John Wiley,1977
- Рожнов В., Рожнова М. Гипноз от древности до наших дней. М. Советская Россия.1987, С. 301.
- См. написанное В. Н. Дружининым предисловие к книге: Шойфет М. Нераскрытые тайны гипноза. М., 2006. 608 с.