Театр гипноза[14][15][16][17][18]

Отзывы в средствах массовой информации  о работе Михаила Шойфета и его театра гипноза пестрели фразами: гипнотизёр большого масштаба, его выступления имели ошеломляющий успех. Пресса называла его Моцартом психологической помощии сопровождала его выступления восторженными откликами. По мнению специалистов, он превратил ремесло гипнотизёра в искусство[19]. И, как каждый вид искусства, гипноз потребовал от него таланта, труда и знаний. Неслучайно его театрализованные представления феноменов гипноза пользовались большой популярностью.

М.С. Шойфет

Основываясь на исследованиях П. Г. Бауэрс, В. Е. Райкова и О. К. Тихомирова — М. С. Шойфет создал музыкально-драматический театр, где люди мало что умеющие в обычном состоянии, в гипнозе освобождаясь от «психофизических заклепок», преображались до неузнаваемости: они пели, танцевали, рисовали, говорили на иностранных языках, играли на инструментах, сочиняли стихи и музыку, и делали это лучше, чем в бодрствовании. Впоследствии у некоторых из них возникала необоримая потребность сочинять стихи, создавать, конструировать нечто новое.

Сцена из театра гипноза Шойфета в д/к ЗИЛ, 1987 г.

Под воздействием гипноза зрители играли внушённые Шойфетом роли[20]. Число "актёров" доходило до трёхсот человек. По оценкам прессы, это были одни из самых масштабных демонстраций искусства гипноза, проводившихся когда-либо. Спектакли продолжались до пяти часов[21].

Кроме собственно представления гипнотических феноменов М.С. Шойфет объяснял, как осуществлять саморегуляцию исходно непроизвольных вегетативных функций организма и учил участников спектакля самогипнозу, который, как показала практика, распахивает «двери» ума для потока свежих, оригинальных мыслей и идей, освещает потёмки человеческой души[22]. Осуществлялось также обучение техникам психологического самопрограммирования, направленным на улучшение творческих, физических и интеллектуальных способностей[23].

Сцена из театра гипноза Шойфета в д/к ГПЗ, 1989 г.

Из сомоотчетов "актеров" легко увидеть, что участие в подобных сеансах оказывало благоприятное действие на их психику, позволяло раскрепоститься и обрести уверенность в себе. Помимо этого стимулировалось творческое состояние: у "актёров", обладающих в обычных условиях нормальной склонностью к фантазированию, в гипнозе стремительно активизировалось воображение[24]. Вдохновение било, словно гейзер, воображение "сходило с ума", рождая литературные, поэтические и музыкальные шедевры[25].

Состояние «актеров» театра гипноза отличается от бодрствования наличием гипервозможностей: яркими зрительными образами и повышенной способностью к припоминанию, фантазированию и чувствованию. Благодаря игре воображения и фантазии "актёры" оказываются в состоянии расчленить и по-новому соединить приобретенные и известные ранее данные. Кроме того, осваивая методику саморегуляции, «актеры» учились управлять своими эмоциями, избавлялись от различных дисфункций в организме и т. д.[26]

Бросалось в глаза, что участники театра гипноза становились раскованными и остроумными. Создавалось впечатление, что они, как бы вырвались из под гнета прошлого и будущего, и переживают общий более оптимистический настрой[27]. К тому же, у них разительно менялась манера мыслить: идеи носили дерзкий, парадоксальный характер. Отвечая на вопросы из зала, они, находясь в образе известного государственного деятеля или представителя шоу бизнеса, блистали красноречием[28].

М. Шойфет гипнотизирует, 1986 г.

Объясняя феномен вдохновения, знаменитый психолог Т. Рибо использовал аналогию с искусственным сомнамбулизмом (гипносомнамбулизмом). Он говорил, что вдохновение лишь наименьшая степень последнего, или сомнамбулизм в бодрствующем состоянии[29]

Известно, что в состоянии гипносомнамбулизма достигается высокая интенсивность вдохновения и воодушевления. Гипносомнамбулизм провоцирует лучезарное вдохновение, эмоциональный подъем сравнимый разве что с шестибалльным штормом. "Актёры" испытывают непостижимую, чудотворную силу вдохновения. Вдохновение — состояние наивысшего подъёма, когда познавательная и эмоциональная сферы человека соединены и направлены на решение творческой задачи. Человека в состоянии творческого вдохновения как бы несёт «поток», он не всё понимает в своих действиях, не всегда может сказать, сколько прошло времени (час, день, сутки). Нередко с пребыванием в состоянии творческого вдохновения связано и возникновение инсайтов, озарений. "Вдохновение входит в нас как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы" (К.Г. Паустовский).

Сцена из театра гипноза Шойфета в д/к МЭИ, 1987 г.

Существует мнение, что эволюция приведет к тому, что выжить смогут лишь творческие личности. Как говорил Морено: «Творчество — это спящая красавица, которая для того, чтобы проснуться, нуждается в катализаторе»[30] . Таким катализатором творчества может стать гипносомнамбулизм. Гипносомнамбулизм — это ключ к творчеству, он стимулирует блокированное здравым смыслом воображение, которое, как долго молчавший гейзер, прорывается сквозь застой ума.

Сцена из театра гипноза Шойфета в г.Казань, 1988 г.

Применение гипносуггестии в театрально-сценической деятельности может стать важным средством управления процессом перевоплощения, овладения необходимыми эмоциями и артистическим вдохновением. Безусловно, вызывать вдохновение по заказу требуется не только театральным артистам, оно необходимо художникам, писателям, композиторам и другим служителям муз.

Сцена из театра гипноза Шойфета в г. Дубна, Моск. об. 1987 г.

Представления театра гипноза М.С. Шойфета неоднократно освещались в центральной прессе (еженедельники «Неделя», «Семья», «Собеседник», газеты «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Гудок», «Российские вести», «Российская газета» и др.) и на телевидении [31] [32].

«В театре М. С. Шойфета «актеры» переживают совершенно новое для них состояние - состояние нирваны, блаженства, полного духовного и физического раскрепощения. При этом они после внушения Шойфета могут такое, что раньше было просто не под силу. Я видел, как парень поет на чистейшем итальянском, хотя до этого его не изучал, девушка тут же сочиняет песню (с музыкой и стихами) и исполняет её, третий участник театра, уже вышедший из гипноза, последовательно переживает целый спектр эмоций: нажал на один палец - засмеялся, на другой - загрустил, на третий - склонило ко сну, на четвёртый - испытал чувство голода, на пятый - блаженство... (Вечерняя Москва, 15.12.1990 г.).

М. Шойфет

«… Выстроившись на сцене, триста „актеров" и „актрис" тотчас же успокаивались: они готовились… к перевоплощению. Артисту Московской областной филармонии Михаилу Шойфету оставалось „лишь" обойти свою „труппу", едва прикасаясь пальцами ко лбу каждого… И на сцене рождался… театр. Театр экспромта, импровизации. Театр, в котором каждый день — премьера. Театр, аналогов которому ещё нет в мире…» (Московский Комсомолец 14.04.89 г.).

Можно и далее приводить цитаты, но придем мы к одному и тому же: из многочисленных литературных источников  Михаил Шойфет  предстает в образе выдающегося гипнотизёра всех времён и народов.

<<ранее продолжение>>