Главная » Статьи » Cтатьи M.C Шойфета на различные темы |
И короли колдуют Михаил Шойфет В старые времена в Европе внушение употребляли в качестве целительного средства. Так называемые белые опухоли, или зобы, лечили, прикасаясь к ним рукою умершего. После того как умер норвежский король Олаф II, его труп стал исцелять больных. С 1060 года королям приписывали силу врачевать зобы, золотуху и другие болезни одним прикосновением руки. Ритуал возложения рук на немощных людей входил во Франции в процедуру коронации. Каждый новый король при своем посвящении должен был прикоснуться известным образом к больному и произнести изречение: "Прикосновением короля да исцелит тебя Господь". К этой церемонии относятся слова герцога Эперона, который, услышав, что Людовик XII (1462 - 1515) сделал Ришелье генералиссимусом за успехи в войне против испанцев и дал ему чрезвычайную власть, снедаемый завистью, воскликнул: "Итак, Людовику ничего больше не осталось, кроме могущества лечить зобы". Филипп I, король французский, долгое время имел силу исцелять, но из-за своих пороков ее потерял. Франциск I и другие французские короли исцеляли от многих болезней возложением рук, то есть верой. По свидетельству историков, между ними происходило соревнование, кто больше и лучше исцелит. Из хроник коронации Людовика XIV известно, что его пребывание в Реймсе было отмечено тремя акциями. В понедельник, во второй половине дня, король получает ленту и мантию знаменитого рыцарского ордена Святого Духа. Во вторник в парке Сен-Реми он прикасается к тысяче больных золотухой. Король-чудотворец обращается к каждому со словами, которые принято говорить: "Король к тебе прикасается, Господь исцеляет" - в этот момент несчастные люди получали серебряную монету. Эта изнуряющая церемония, которую Людовик XIV будет повторять несколько раз в году, вызывает у присутствующих восхищение: сколько же юный король вкладывает в это любезности и внимания, "и, хотя было большое количество больных и было очень жарко, король передохнул только дважды, чтобы выпить воды". В последний раз этот ритуал применялся в церемонии коронации Карла X (графа Прованского) в 1824 году. Среди немецких династий силу исцелять имели герцоги Габсбурги. Исцеляющую силу приписывали королю Англии Вильгельму III Оранскому. Когда же тот отказался лечить больных золотухой, это вызвало негодование в английском обществе. Говорят, что английский король Эдуард Вероисповедатель имел эту же силу, которую в последующем называли королевской. Мистически настроенный английский король Иаков I верил, что прикосновение руки монарха к больному золотухой способно исцелить. Кстати сказать, золотуха - старое название одной из форм диатеза. В данном случае имеется в виду хронический шейный аденит, а еще "холодный пот". Эта болезнь туберкулезного происхождения; она вызывает абсцессы и фистулы. До сих пор золотуха по-английски зовется "королевской болезнью" (king&s evil). Первая после вступления Иакова на престол церемония "лечения" им больных прикосновением руки состоялась 4 ноября 1604 года. Но вот что интересно: несмотря на свое мистическое увлечение, Иаков I еще в бытность его шотландским королем Иаковом VI с "жестоким безумием" преследовал колдунов и колдуний. А началось все в мае 1590 года, когда, возвращаясь из Дании, он попал в шторм у берегов Шотландии. Не утомляя себя глубокими раздумьями, король рассудил, что тут не обошлось без колдовства. Подозрение пало на Агнессу Сампсон, "белую колдунью". Ее подвергли пытке - и в течение часа ей сжимали голову веревкой, пока она не созналась во всем, что от нее требовали. Другой подозреваемый, Джон Фиан подвергся более ужасным пыткам. В присутствии самого короля у него вырвали ногти, всадили в пальцы булавки, сломали руки и ноги. Он тоже сознался, что "был в сборище колдунов в Северном Берике, где они ходили вокруг церкви против солнца, пока двери не отворились, и сатанинская свита вошла туда и там совершала свои оргии". Тридцать обвиненных были сожжены в один день в 1591 году. Король еще угрожал суровым наказанием судьям, имевшим дерзость оправдать одного из подозреваемых. Став королем Англии, Иаков продолжал деятельно бороться с колдовством. Охота за ведьмами приобрела при нем широкий размах. В Лондоне на холме Тайберн вешали, привязывали к горящему колесу, четвертовали, рубили руки, ноги, головы. У Иакова было излюбленное средство, с помощью которого он мог изобличить колдунью. Обвиняемой связывали руки и ноги, завертывали в простыню и бросали в пруд. Если она не тонула сразу, а некоторое время держалась на воде, значит, она была колдуньей. Вода, по мнению короля, не принимает колдуний, так как они отреклись от крещения. Иаков был столь эрудирован в этих вопросах, что даже написал "научный" трактат о колдунах и ведьмах, составлявший предмет его авторской гордости. После смерти Иакова, в середине 1625 года, его место на престоле Англии и Шотландии занял его сын - Карл I. Он был поистине одержим неизлечимой склонностью к темным и кровавым путям. Его совесть, которая в незначительных случаях была достаточно чувствительная, никогда не упрекала его в этом великом пороке. Карл I был коварен не только по натуре и привычке, но и по принципу. Вероломство - главная причина злополучий Карла I. Судьба руками Кромвеля его наказала, казнив его. В монархических государствах вступление на престол нового монарха знаменует обыкновенно начало новой эры. В отношении ведьм новой "эры", впрочем, не было. При короле Карле I преследование ведьм продолжалось, но уже с меньшей жестокостью. В 1634 году по поручению Карла I Гарвею была поручена экспертиза по знаменитому делу ланкаширских ведьм. Суть дела такова. Десятилетний мальчик Эдуард Робинсон, сын ланкаширского лесоруба, не отличался прилежанием и частенько прогуливал уроки. Соседка по дому матушка Диккенсон укоряла мальчика в нерадивости к учению. Мальчику надоели нравоучения соседки, и он затаил на нее злобу. Склонный к фантазированию, он придумал такую красочную и вполне убедительную для того времени историю колдовства, обвинив матушку Диккенсон, что в магистрате все это было принято за правду. Эдуард рассказал, что однажды он ходил по лесу, собирал чернику и увидел двух борзых собак. Он подумал, что они принадлежат помещику. В это время выскочил заяц и перебежал дорогу. Мальчик пытался натравить на него собак, но они не послушались. Он рассердился на собак, схватил палку и хотел их поколотить. Тогда одна из собак превратилась в женщину, а другая в юношу. Женщина, которая была не кем иным, как матушкой Диккенсон, предложила Эдуарду деньги, чтобы он продал свою душу дьяволу, но он отказался. Тогда женщина вынула из кармана уздечку и коснулась ею головы юноши, тот тотчас же превратился в коня. Поймав Эдуарда, матушка Диккенсон вскочила с ним на коня, пустила его вскачь через леса, поля, болота и речки и привезла мальчика к огромному амбару. Ведьма слезла с коня, схватила Эдуарда за руку и потащила его в амбар. Там он увидел семь старух, каждая из них тянула за один из семи поводков, свисавших с крыши. Тут с поводков стали падать на пол большие куски мяса, ломти масла, караваи хлеба, ведра с молоком, горячие пудинги. Ужин на славу был готов, и все ведьмы принялись за еду. Рассказ мальчика произвел большое впечатление на членов
магистрата. Делом заинтересовались Звездная палата и король. Мальчика в
сопровождении следователей возили из прихода в приход, чтобы он указал ведьм,
которых видел в амбаре. Было арестовано много женщин. История эта взволновала всю страну. Стали подозревать, что арестованные женщины являются ученицами и последовательницами тех ведьм, которые были в свое время повинны в шторме у берегов Шотландии, когда едва не утонул его величество блаженной памяти король Иаков I. Епископу Честерскому было поручено допросить семь ведьм. Когда он приехал в темницу, то в результате ранее проведенных допросов три женщины уже умерли, четвертая была при смерти. Из оставшихся трех две заявили, что они ничего о ведьмах и колдовстве не знают, а третья - глубокая старуха призналась, что она в течение шести лет была ведьмой, и добавила, что "ей являлся мужчина в черном одеянии, который говорил, что если она отдаст ему свою душу, то он наделит ее властью причинять зло, кому она пожелает. Он сказал, что его зовут Мамилион. Появлялся он также в образе рыжей собаки, белой кошки и зайца и в этих образах сосал ее кровь". Даже епископ признал, что у этой старухи чрезмерно возбужденное воображение и помрачился рассудок. Так как, по воззрениям того времени, ведьму можно было
узнать по особым знакам на теле, то комиссия, созданная Коллегией врачей,
должна была тщательно осмотреть подозреваемых женщин. Возглавить комиссию было
поручено великому Уильяму Гарвею, основоположнику учения о кровообращении. В
нее также вошли доктор Александр Рид, шесть хирургов и десять повивальных
бабок. Комиссия не нашла ничего подозрительного на теле несчастных женщин и
дала соответствующее заключение. Все они были оправданы и освобождены. Но такой
счастливый конец случался крайне редко, чаще всего несчастных женщин поглощало
пламя костров. (Зазеркалье №139) //Источник информации: Московская правда //Дата
источника: 04.09.2004 04.09.2004, Московская правда | |
Просмотров: 1021 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |