Главная » 2012 » Август » 29 » ТЕАТР ГИПНОЗА - часть 4
13:26
ТЕАТР ГИПНОЗА - часть 4

              Театр гипноза М. С. Шойфета


Ленинградский профессор Семён Осипович Грузенберг занимался преимущественно теоретическими вопросами философии и психологии гения. В частности, в своём двухтомнике «Психология творчества», 1923 г. и «Гений и творчество», 1924 г. Грузенберг описывал «творчество как сомнамбулизм».

Известный американский психолог и педагог Гарольд Рааг, обобщив мировые работы по исследованию творчества, пришёл к выводу о существовании тесной связи между гипносомнамбулизмом и творчеством[24].

Профессор психологии Сэйбрукского университета в Сан-Франциско Стэнли Криппнер рассматривает гипносомнамбулическое состояние как продуктивное, способное стимулировать творческие процессы. По его мнению, у сомнамбул активизирующий творческий фактор носит «предсловесный», подсознательный характер и так интенсивно фокусирует сознание, что оно начинает воспринимать подпороговые стимулы и таким образом становится более продуктивным[25].

Основываясь на исследованиях П. Г. Бауэрс, В. Е. Райкова и О. К. Тихомирова — М. С. Шойфет создал музыкально-драматический театр, где люди мало что умеющие в обычном состоянии, в гипнозе освобождаясь от «психофизических заклепок», преображались до неузнаваемости: они пели, танцевали, рисовали, говорили на иностранных языках, играли на инструментах, сочиняли стихи и музыку, и делали это лучше, чем в бодрствовании. Впоследствии у некоторых из них возникала необоримая потребность сочинять стихи, создавать, конструировать нечто новое.

Бросалось в глаза, что участники театра гипноза становились раскованными и остроумными. Создавалось впечатление, что они, как бы вырвались из под гнета прошлого и будущего, и переживают общий более оптимистический настрой[26]. К тому же, у них разительно менялась манера мыслить: идеи носили дерзкий, парадоксальный характер. Отвечая на вопросы из зала, они, находясь в образе известного государственного деятеля или представителя шоу бизнеса, блистали красноречием[27].

Объясняя феномен вдохновения, знаменитый психолог Т. Рибо использовал аналогию с искусственным сомнамбулизмом. Он говорил, что вдохновение лишь наименьшая степень последнего, или сомнамбулизм в бодрствующем состоянии[28]. Высокая интенсивность вдохновения и воодушевления достигается в гипносомнамбулизме. Гипносомнамбулизм провоцирует лучезарное вдохновение, эмоциональный подъем. Его можно сравнить с шестибалльным штормом.

Состояние «актеров» театра гипноза отличается от бодрствования наличием гипервозможностей: яркими зрительными образами и повышенной способностью к припоминанию, фантазированию и чувствованию. Благодаря игре воображения и фантазии они оказываются в состоянии расчленить и по-новому соединить приобретенные и известные ранее данные. Кроме того, осваивая методику саморегуляции, «актеры» учились управлять своими эмоциями, избавлялись от различных дисфункций в организме и т. д.[29]

Существует мнение, что эволюция приведет к тому, что выжить смогут лишь творческие личности. Как говорил Морено: «Творчество — это спящая красавица, которая для того, чтобы проснуться, нуждается в катализаторе»[30] Как мы видели таким катализатором творчества может стать гипносомнамбулизм. Гипносомнамбулизм — это ключ к творчеству, он стимулирует блокированное здравым смыслом воображение, которое, как долго молчавший гейзер, прорывается сквозь застой ума. Применение гипносуггестии в театрально-сценической деятельности может стать важным средством управления процессом перевоплощения, овладения необходимыми эмоциями и артистическим вдохновением. Безусловно, вызывать вдохновение по заказу требуется не только театральным артистам, оно необходимо художникам, писателям, композиторам и другим служителям муз.

Примечания

1.    Рише, Шарль Робер (26.08.1850, Париж — 04.12.1935, Париж) — ученый мирового уровня Ш. Рише — известный иммунолог, физиолог, психолог, профессор медицинского факультета Парижского университета, член Французской национальной Академии медицины (с 1898 г.), Парижской академии наук (1914 г.), вице-президент (с 1932 г.) и президент Парижской академии наук (с 1933 г.), лауреат Нобелевской премии (1913 г.)

2.    Сарбин Теодор Рой (Sarbin T. R. род. 1911), американский профессор психологии и криминологии Калифорнийского университета Санта Круз. Докторскую степень получил в Огайо (1941). В 1949 г. — читал лекции по клинической психологии в Беркли, в университете Калифорнии.

3.    Хилгард, Эрнст Ропикью (Hilgard, 1904, Белевилл, штат Иллинойс, США — 22.10.2001, Поло Альто) — автор неодиссоционной теории гипноза. Образование: бакалавр, Иллинойского университета, (1924); доктор философии Иельского университета, (1930), профессор психиатрии Стэнфордского университета. С 1950 г. занимался гипнозом. Основатель Международного общества гипноза и его президент (1970), автор одной из самых популярных монографий по гипнозу (Hypnotic susceptibiliti, 1965) («Восприимчивость к гипнозу»). В 1978 г. награжден золотой медалью Американского психологического общества; в 1991 г. признан одним из 10 наиболее выдающихся современных психологов.

4.    Bowers P. G. Effect of hypnosis and suggestions of redused defensiveness on creativity test perfomance // J. of pers. Vol. 35, N 2. 1967.

5.    Райков В. Л., 1934-2007- врач, профессор, заведующий лабораторией гипнологии и психопрофилактики, президент национальной ассоциации творческого и лечебного гипноза, сопрезидент международной ассоциации творческого и экспериментального гипноза, представитель российской школы гипноза на Международном Конгрессе по гипнозу, проходившем в Иерусалиме в 1992 г.

6.    Райков В. Л. «Исследование сомнамбулической стадии гипноза с феноменом внушенной роли при активной деятельности загипнотизированного» — «Терапия психических заболеваний» М., «Медгиз» 1968, 463—469.

7.    Тихомиров О. К., Райков В. Л., Березанская Н. А. Об одном подходе к исследованию мышления как деятельности личности. В кн: Психологические исследования творческой деятельности. М. 1975

8.    Тихомиров О. К. Психология мышления М. 1984

9.    там же, с. 158—169

1.    Rugg, H. Immagination. — New-York-London, 1963, p. 299.

2.    Krippner, S. La Science et les Pouvoirs Psychiques de l’Homme (with Jerry Solfvin) (Sand) 1986

3.    YouTube — Шойфет гипноз телеканал «Московия», 28.05.1989 г. Часть 1;2;3

4.    YouTube — Шойфет гипноз телепередача «Ярмарка деловых идей» 31.10.1989 г. часть 1;2;3;4;5

5.    Рибо, Т. Творческое воображение. СПб., 1901.

6.    YouTube — Шойфет гипноз телекомпания «Артель», 1992 г. Часть 1;2;3;4

7.    Moreno J. Psychodrama. New Yorc, Norton. 1946.

8.    Рожнов В., Рожнова М. Гипноз от древности до наших дней. 1987, М. Советская Россия.

Просмотров: 696 | Добавил: Психолог | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: