Главная » 2012 » Сентябрь » 11 » Театр, который исцеляет
11:10
Театр, который исцеляет

Театр, который исцеляет

Статья М. Шойфета из журнала «Театр» №10 октябрь 1993 г., стр. 97-99

Прошло уже немало лет с того памятного посещения театра, но до сих пор меня преследуют воспоминания о нем. И понятно – ведь происшедшее тогда возбудило во мне интерес к удивительной и ни кем пока не разрешенной проблеме и способствовало перемене не только профессии, но и всей моей жизни.

А все началось довольно буднично. Однажды актер, с которым мы жили в одном доме и, случалось, что одновременно «выгуливали» своих детей, пригласил меня на спектакль, где он играл главную роль. Поход в театр в мои планы не входил. Театральность не любил, нравилось наблюдать за естественной жизнью. Тем не менее я сразу согласился, поскольку было весьма интересно проследить за тем, смоется ли полностью граница между его «я» и «я» образа, сможет ли человек, которого я хорошо знал и, можно сказать, изучил, стать другим, неузнаваемым? Иначе говоря, есть ли границы перевоплощения?

Дело в том, что в повседневной жизни он был замкнутым, часто жаловался на подавленное настроение и дурное самочувствие. И каково же было мое удивление, когда я увидел своего приятеля в роли заразительно веселого, уверенного в себе героя! На сцене его поведение было настолько органично и правдиво, что невольно закрадывалась мысль: «А каков, собственно, он на самом деле?» То есть, где он настоящий.

Помню, в тот вечер я еще подумал: если полное перевоплощение в другую личность возможно, то не означает ли это, что у родившейся второй личности исчезают проблемы истязающие первую? Дальнейшие рассуждения подвели меня к мысли, что было бы, наверное, недурно обучать, нуждающихся в хорошем настроении, искусству перевоплощения. Ведь наше «я» - это, как известно, не что иное, как память (то есть то, что мы о себе помним), и если стереть из нее, к примеру, невротические черты, то следом неминуемо изменится и самосознание личности. Все выстраивалось вроде бы логично. Однако!

После спектакля мы возвращались вместе. С удивлением я обнаружил, что мой приятель быстро «пришел в себя». От весельчака и балагура сценического персонажа не осталось и следа – он снова был по обыкновению угрюм и озабочен, загружен до отказа невеселыми мыслями, чем удивил меня второй раз. «Слушай, - обратился я к нему, - только что ты изображал самого счастливого человека на свете. Неужели не можешь сохранить инерцию от сыгранной тобой комфортной роли?»

Помнится, он посмотрел на меня, как на инопланетянина, и после тягостной паузы растерянно промямлил: «Это работа. Ведь на сцене это не я. А зачем и как это делать вне сцены». В то время я не был готов ему ответить, поэтому спросил: «А как же тебе удалось во время спектакля так здорово обмануть свой внутренний дух?» - «Не знаю…», - пожал он плечами. Примерно такой же неопределенный ответ я впоследствии слышал от других актеров.

С того самого вечера я засел за книги, стараясь пролить свет на феномен перевоплощения. Не могу похвастаться, что в теоретическом плане преуспел. И связано это главным образом с тем, что ни психофизиология, ни психология не внесли ясности в этот вопрос. Зато практически мне удалось кое-чего достичь. Я создал «Театр психологической помощи», о котором, кстати, было сделано три больших телепередачи и вышло более тридцати публикаций в газетах и журналах.

В этом театре люди с различными психологическими проблемами и телесными расстройствами учатся, как стать здоровыми при помощи процесса перевоплощения в качественно иную личность. Процесс перевоплощение, как я выяснил, вовсе не безразличен для организма в целом. Делает его таковым закономерность функционирования нашей психики: при исполнении роли, точнее сказать, вживании в роль здорового человека срабатывает своеобразная обратная связь. А именно: перевоплощаясь в здорового, невротик сам становится таковым. Таким образом, несчастливый, закрепив этот новый «грим души», становится счастливым.

Но для того чтобы «актеры» нашего театра смогли вызывать соответствующие изменения не только на психологическом уровне, а главным образом на физиологическом, я стал погружать их в особое функциональное состояние и «записывать» ниже порога сознания образ беспроблемной личности. Это функциональное состояние характеризуется тем, что уже не свойства реальной среды и прежней личности определяют ее поведение, а новой, вторичной личности, введенной оператором. В результате этой манипуляции «актер» настолько сливается с записанной ролью, что уже не различает, где он, а где вторичная личность. Далее остается лишь научить самостоятельно вызывать вторичную личность.

 

Просмотров: 609 | Добавил: Психолог | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: